Методические рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития
Методические рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с ЗПР направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс.
Выделяются три основных варианта пониженной обучаемости:
Пониженная обучаемость у детей является следствием общей педагоги-ческой запущенности (берет начало в дошкольном возрасте).
Пониженная обучаемость у детей является следствием неадекватных физическому состоянию нагрузок (соматически ослабленные дети).
Пониженная обучаемость вследствие ЗПР, вызванной микроорганической недостаточностью мозга.
Коррекционные занятия с обучающимися с ЗПР проводят дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с учителем выявляют причины затруднений в овладении школьной программой, помогают ему подобрать комплекс коррекционных мер, опираясь на АООП для обучающихся с ЗПР.
Индивидуальная работа с ребенком планируется и проводится до тех пор, пока он не будет усваивать учебный материал наравне со всеми при использовании коллективных средств и методов обучения.
Одним из главных специалистов в реализации этого направления является учитель-дефектолог. Занятия дефектолога с обучающимися направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, практическая подготовка к усвоению нового учебного материала, дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы (например, с учебником, картой, пособиями).
Помимо подготовительной работы по отдельным учебным предметам необходима и специальная коррекционная работа по обогащению знаниями об окружающем мире, развитию у них наблюдения, формированию умственных операций отвлечения, обобщения, сравнения и накопления опыта практических обобщений.
Работа по умственному развитию учащихся постоянно дифференцируется и усложняется. Так, если основная цель работы с детьми на начальном этапе состоит в том, чтобы разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то цель последующего этапа – ежедневная изобретательная работа по формированию наблюдательности, активного отношения к создаваемой для них проблемной ситуации. Поскольку дети с ЗПР имеют повышенную утомляемость, слабое внимание, которое понижается, если материал им не понятен, то дефектолог заранее планирует, какое влияние может оказать содержание урока на детей.
Логопедическое воздействие направлено на коррекцию и развитие устной и письменной речи. Это автоматизация, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и интонационной стороны речи. Развитие связной речи; предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения.
На индивидуальных занятиях с детьми логопед уточняет произношение всех звуков, учит сравнивать звучание слов, находить сходство и различие в их составе; проводит работу по развитию речевой моторики, исправлению и постановке нарушенных звуков, по развитию фонематического восприятия.
Проводится формирование умений звукового анализа – выделение первого гласного звука в начале слова, последнего согласного в конце слова, выделение ударного гласного и т.д.
В работе над лексикой предусматривается: уточнение представлений детей о предметах, действиях, явлениях; проведение классификации объектов; поощрение стремления детей говорить.
Проводится работа по обучению навыку пересказа, рассказывания по картинке, составление рассказа по серии сюжетных картин.
Работа психолога с детьми с ЗПР, должна начинаться с момента их поступления в специальную группу и решать две основные задачи:
оказание помощи в преодолении специфической незрелости детей;
содействие в разрешении индивидуальных и личностных проблем.
Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитию мыслительной деятельности.
Выделяются следующие направления психокоррекционной работы с детьми с ЗПР:
· диагностика личностных особенностей ребенка,
· диагностика адекватности и результативности проводимых воспитательных воздействий в семье и школе психологическим особенностям учащихся с задержкой психического развития;
· психокоррекционная работа с ребенком и повышение психологической грамотности педагогов и родителей, предполагающая индивидуальные и групповые обсуждения психологических проблем детей; формирование у родителей адекватного восприятия своих детей посредством проведения лекционных курсов об особенностях детей с ЗПР; проведение индивидуальной и групповой психотерапии с семьями детей; проведение не менее двух раз в год психолого-педагогических консилиумов с участием всех специалистов, задействованных в процессе обучения.
Материал подготовила учитель-дефектолог ТПМПК Павлова А.И.