Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей

 

Роль семьи в преодолении

речевых нарушений у детей

          Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой учителя-логопеда. Поэтому довольно часто учителю-логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

          Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? 

         Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

 

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

·                     не ругать ребенка за неправильную речь;

·                     ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

·                     не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

·                     осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

 

Особенности речи и поведения родителей

 при контактах с ребенком

            Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-логопеда  должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

 

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно:

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

 Учитель-логопед

Коломиец Н.А.

 

Продолжение следует