Развитие мыслительных операций у детей посредством использования моделей артикуляции звуков

Нарушение письменной речи у школьников является актуальной проблемой как в коррекционной, так и в общеобразовательной школах, так как письмо и чтение становится базой и средством дальнейшего обучения. Данные трудности обусловлены слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно - рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

Такое состояние требует особых подходов в процессе обучения детей, прежде всего частых передышек, переключений, ярких, конкретных то более сильных, то более слабых раздражителей, осознания изучаемых артикуляций, звуков и их значения в речи путем систематических наблюдений над ними и разъяснений.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

На формирование письменной речи воздействует ряд факторов, а именно: становление механизмов устной речи, т.к. письменная речь использует готовые механизмы устной речи, и пространственного различения, т.к. процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма - обратную чтению операцию. Весь этот сложный механизм базируется на интеллектуальном развитии, развитии устной речи, сформированности понятийных функций, моторной зрелости, способности к символизации, зрелости наглядно-образного мышления, зрелости фонематического восприятия, слухоречевой памяти пальцевому праксису.

В настоящее время именно практический материал способствует эффективному развитию речи, а также опосредованный: логопедический массаж, массаж языка и МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ и другие нетрадиционные методы.

В чем же эффективность применения моделей артикуляции звуков?

По мнению Розы Евгеньевны Левиной, «артикуляция является не только средством произнесения, но и средством его познания, и благодаря артикуляции формируется кинестетическая основа для развития функций фонематического слуха. На основе артикуляции происходит классификация звуков».

«Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и содержит в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребенок сравнивает с образом, который у него создается при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребенок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций».

Анализ – ребенок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет те, которые принимают участие в произношении.

Синтез – выделенные органы, принимающие участие в произношении звуков, ребенок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.

Сравнение – сравнивает образ, который возникает, который возникает при рассмотрении модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

Абстракция – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок оперирует не конкретными предметами, а образами.

Конкретизация - в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок.

Обобщение – все модели гласных и согласных звуков имеют свои отличительные признаки, которые легли в основу их объединения и конкретизации по этим признакам. Все мыслительные операции при работе с моделями и вступают, как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез.

Практическое использование моделей артикуляции звуков в коррекционном процессе обширно. Их следует вводить в работу с детьми постепенно. Когда же ребенок усвоит данную информацию можно вводить как самостоятельный элемент.

Применение моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качества обучения и воспитания, способствует развитию мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Литература:

Лалаева Р.Е. Логопедическая работа в коррекционных классах:-М:1998

Хватцев М.Е. Логопедия – М: 1951

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия, технология преодоления: -М: 2012

Материал подготовил Учитель дефектолог Павлова  А.И.