Развитие мыслительных операций у детей посредством использования моделей артикуляции звуков
Нарушение письменной речи у школьников является актуальной проблемой как в коррекционной, так и в общеобразователь
Такое состояние требует особых подходов в процессе обучения детей, прежде всего частых передышек, переключений, ярких, конкретных то более сильных, то более слабых раздражителей, осознания изучаемых артикуляций, звуков и их значения в речи путем систематических наблюдений над ними и разъяснений.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательног
На формирование письменной речи воздействует ряд факторов, а именно: становление механизмов устной речи, т.к. письменная речь использует готовые механизмы устной речи, и пространственног
В настоящее время именно практический материал способствует эффективному развитию речи, а также опосредованный: логопедический массаж, массаж языка и МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ и другие нетрадиционные методы.
В чем же эффективность применения моделей артикуляции звуков?
По мнению Розы Евгеньевны Левиной, «артикуляция является не только средством произнесения, но и средством его познания, и благодаря артикуляции формируется кинестетическая основа для развития функций фонематического слуха. На основе артикуляции происходит классификация звуков».
«Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и содержит в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребенок сравнивает с образом, который у него создается при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребенок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций».
Анализ – ребенок «раскладывает» артикуляционный аппарат на составные части и выделяет те, которые принимают участие в произношении.
Синтез – выделенные органы, принимающие участие в произношении звуков, ребенок объединяет и наблюдает в момент произношения звука.
Сравнение – сравнивает образ, который возникает, который возникает при рассмотрении модели, с образом, который у него появляется при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Абстракция – в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок оперирует не конкретными предметами, а образами.
Конкретизация - в процессе работы с моделями артикуляции звуков ребенок уточняет положение губ, кончика языка, работу голосовых складок.
Обобщение – все модели гласных и согласных звуков имеют свои отличительные признаки, которые легли в основу их объединения и конкретизации по этим признакам. Все мыслительные операции при работе с моделями и вступают, как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез.
Практическое использование моделей артикуляции звуков в коррекционном процессе обширно. Их следует вводить в работу с детьми постепенно. Когда же ребенок усвоит данную информацию можно вводить как самостоятельный элемент.
Применение моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качества обучения и воспитания, способствует развитию мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Литература:
Лалаева Р.Е. Логопедическая работа в коррекционных классах:-М:1998
Хватцев М.Е. Логопедия – М: 1951
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия, технология преодоления: -М: 2012
Материал подготовил Учитель дефектолог Павлова А.И.